1. Skip to Menu
  2. Skip to Content
  3. Skip to Footer
 
FacebookTwitterVkontakteLivejournal

Что делать, если нет вдохновения?

Потусторонний кочегарЭто, пожалуй, самая частая и острая проблема в творчестве, поэтому с нее и начнем.
Как я уже писал когда-то: основная беда с "вдохновением" в том, что это понятие древнее. Это лирический термин, он легко вводит в заблуждение и ничего точно не отражает. Как вызвать у себя непонятное и неуловимое чувство, которое вы даже описать толком не можете?
Значит, для начала стоит разобраться, что же это такое — то "вдохновение", которое мы ищем.

К счастью, это не так уж и сложно. Вспомним, как выглядит наш творческий процесс.
Обычно у нас есть некая идея и видение конечного произведения, картина того объекта, который мы хотим создать.
И есть набор инструментов (кисти, буквы, ноты) при помощи которых мы создаем этот объект.
Видение проекта, яркая картина его законченного, во всей красе — целиком хранится в воображении и подпитывается им. Вы представляете себе конечный результат — и он "всплывает" из вашего подсознания. При помощи логики вы не сможете мысленно выстроить настоящее произведение искусства — логика упорядочивает существующую информацию, а не создает новую из ниоткуда.
Есть ли у вас воображение? Наверняка есть. Когда вы видите сон, оно сочиняет для вас и сюжеты, и персонажей, и задние планы — иногда в удивительных, огромных и очень ёмких деталях. Воображение питается вашими воспоминаниями, знаниями, случайными аналогиями — всем, что хранился в глубинах вашего разума, и создает на их основе новые образы, "ложные воспоминания" о тех вещах и событиях, которых нет.
Можете ли вы управлять им? Примерно так же, как диким стадом. Вы можете задать ему направление, гнать его быстрее или дать ему время попастись. Но вы не заставите табун лошадей сплясать вам балет. Фантазия — вещь иррациональная и свободолюбивая, и вы никогда не знаете, куда она вас заведет.
Поэтому, наравне с воображением, в творчестве участвует ваша логика. Ее можно сравнить с механизмом, который толкает ваше творчество вперед. Фантазия питает логику как горючее, заставляет ее вертеться и производить полезный труд.
Без логики воображение нарисует вам лишь сюрреалистический бред, который во сне кажется забавным, но наяву сразу теряет все краски.
Без фантазии ваш разум и здравый смысл не смогут произвести ничего, кроме скучных и ординарных шаблонов — и даже эти посредственные клише вы будете рожать в тяжелых мучениях. При этом ваша творческая машина будет стоять на месте, ожидая горючего.
Так что же такое "вдохновение"? Традиционный принцип ("визит музы") видит в нем некоего потустороннего кочегара, который приходит к вам в гости, приносит горючее и запускает машину. Как с любым потусторонним явлением, наиболее вероятно то, что никто ее запустить не придет.
Всё дело в том, что вдохновение — не стимул творчества, а его ПРОДУКТ. Это температура, накал того самого механизма, что был запущен. Этот приятный жар появляется, когда машина УЖЕ набрала обороты и работает. Если вам кажется, что вдохновение пришло из ниоткуда — значит, откуда-то начало поступать горючее, а механизм был готов его принять — и потому включился непроизвольно.
Но что делать, если вам нужно включить его по заказу, своими руками?
Допустим, вы начали проект и хотите его закончить. Или, еще хуже, ДОЛЖНЫ его закончить вовремя — а машина стоит и температура ее на полном нуле?
Для начала нужно разобраться, в чем неполадка.
Исправно ли работает ли ваша фантазия? Достаточно ли ярко вы можете себе представить готовое произведение, которое хотите закончить, или ваше воображение демонстрирует вам что-то зыбкое, не очень отчетливое и с большим количеством серых тонов?
Если дело в спящем воображении — то его можно и нужно "подзаправить". Воображение — механизм подсознательный. Оно питается информацией, новыми впечатлениями и знаниями. Здесь вам отлично помогут контакты с чужим творчеством — не важно, плохим или хорошим. Хорошее подскажет вам, что ваша цель реальна и достижима. Плохое — научит, чего делать не следует. Контакт с любым творчеством что-нибудь вам даст, и пресытиться здесь невозможно, поэтому — ешьте сколько влезет.
Еще обязательно проверьте такие банальные вещи, как комфорт и уединение (для многих творческих людей это — практически одно и то же). Живость воображения может легко притупиться рутиной, повторением одних и тех же действий каждый день: скучной работы, скучного окружения. Часто фантазия засыпает просто с ослаблением умственных процессов — когда вы помногу бездельничаете и не ведете активный и здоровый образ жизни.
Единственное твердое правило здесь — перекормить фантазию невозможно. Делайте это как можно чаще, в любых количествах и любым удобным вам способом.
Теперь рассмотрим обратную крайность.
Допустим, идея у вас есть, и будущее произведение видится вам хорошо (даже слишком хорошо — ночью заснуть не дает), а вот слова или краски вы подобрать не можете. Всё, что вы способны изобразить, откровенно не дотягивает до того, что вам представляется мысленно.
Первым делом поздравьте себя с тем, что видите проблему. Очень многие люди пишут и рисуют плохо просто потому, что не замечают, не признают или ВООБЩЕ не знают о существовании техники и мастерства. Заметив внешний ориентир, вы делаете важный шаг к развитию.
Но как развиваться, если вы сто раз брались за работу — и никогда ничего не получается, даже смотреть уже противно?
Вот вам простая истина, отлично известная любому профессионалу и очень часто совсем неизвестная новичку: В НАЧАЛЕ НЕ ПОЛУЧАЕТСЯ НИЧЕГО И НИ У КОГО. Никто не возится над своей работой столько, сколько это делает настоящий мастер. После долгого перерыва всегда приходится заново набивать руку. Дописав концовку длинной книги, автор часто возвращается к началу и подтягивает его под общий уровень — конец часто удается писателю намного лучше, потому что ему предшествует длительный период творчества.
Вторая простая истина: ТВОРЧЕСТВО — ЭТО ПРОЦЕСС, А НЕ РЕЗУЛЬТАТ. Я часто слышу от любителей фразы вроде "не люблю писать, но приходится, мысли не дают покоя, и т.д." Для меня это звучит странно. Ни один человек по своей воле не станет заниматься нелюбимым делом. Если вы уже пишете книгу, значит, вам нравится ее писать. Всё остальное, те результаты труда, что вам могут нравиться (восторги читателей, отпечатанный экземпляр в руке, тиражи) — это всё вторичные вещи, и вы вряд ли насладитесь ими, отказавшись наслаждаться процессом.
Прежде, чем стать хорошим художником, каждому из нас приходится побыть плохим — иногда недолго, а иногда — очень и очень долго. Но бояться этого совсем необязательно. У техники есть прелестное свойство: техника — это физкультура, она практически не требует усилий, совсем не требует фантазии, но приносит кучу пользы и удовольствия.
Как научиться наслаждаться процессом и развить (либо наверстать) технику до той стадии, когда она сможет обуздать ваше воображение и помочь вынести ваш проект из области снов в реальность? Для меня проще всего проиллюстрировать это на примере писательства.
Например, вам страшно и противно сесть за работу над рассказом или романом, который вы задумали. Ваша фантазия мертва, желания работать нет никакого, да и два слова трудно связать. Что делать?
Ответ — заставлять себя писать по распорядку. Что попало, всё, что в голову лезет. Если ничего не лезет — так и пишите. Вообще, побольше жалейте себя на бумаге, расписывайте всё, что вас достало и что мешает вам работать или жить. Главное — чтоб это было регулярно, каждый день. Поставьте себе такой лимит, который будет продуктивным, но не будет вас сильно напрягать. Например, работать один час (по таймеру). Или — исписать хотя бы две страницы. Пишите быстро или медленно, разборчиво или нет — как вам удобно. Главное — постарайтесь не перечитывать. Лучше даже уничтожить эти записи, чтобы они вас не беспокоили. Записи вам не нужны.
Упражнения в технике плюс корм для воображения — вот вам простой рецепт создания того самого накала, который вы ищете и зовете "вдохновением".

Конечно, всё не настолько просто — есть тысячи частных проблем, связанных с работой воображения — и в технике их тоже бывает несметное количество. Но мы будем вооружаться, и постепенно рассмотрим всё более и более интересные случаи.

Итак,
1) Вдохновение — не "приходящая муза", а эмоциональный ответ вашего организма на совместную плодотворную работу воображения и логики.
2) Его запросто можно вызвать искусственно.

Но запомните, что:
1) Прежде, чем получится то, что вы хотите, всегда выходит не совсем то — и иногда по много раз, поэтому любить нужно процесс, и нужно любить его всегда — тогда результату просто будет некуда от вас деваться.
2) Чтобы процесс шел — нужно регулярно заниматься техникой (хотя бы на уровне самой примитивной физкультуры) и регулярно кормить фантазию — знакомясь с другим творчеством и создавая для нее комфортные условия.

Комментарии   

 
+3 #2 Vera 13.12.2013 08:23
Спасибо за статью! Заставляет подумать над спорными моментами.
Цитировать
 
 
0 #1 Лысенко 23.11.2013 17:35
Мы начинаем публиковать цикл статей писателя и переводчика Алексея Егоренкова, которые, несомненно, будут полезны как начинающим, так и опытным писателям.
Цитировать
 

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Сейчас 189 гостей и ни одного зарегистрированного пользователя на сайте

Лампа и дымоход